НОВОСТИ

Романтика павлодарских трамваев

Павлодар. Что интересного​ здесь можно увидеть, приехав отдохнуть в этот город на один или на два дня? Почти нигде больше в Казахстане не сохранились старые добрые трамваи, на которых горожане и гости города ездят по улицам. Неспроста с чьей-то лёгкой руки город иногда называют трамвайной столицей Казахстана.

Трамваи придают Павлодару особый шарм. Приедьте сюда, и вы почувствуете его. Слышите? Этот стук колёс. Только не спутайте со звуком железной дороги. Трамвай звучит утончённее. Живо движется по своей металлической улице и везёт своих пассажиров.

Краеведы говорят, что свой первый рейс павлодарский трамвай совершил 18 октября 1965, и что сейчас в городе действуют 15 маршрутов и 112 вагонов – крупнейшая трамвайная система нашей страны. Протяжённость трамвайных путей в Павлодаре, если верить властям, составляет 110 километров.

«Павлодар – один из немногих городов Казахстана, где удалось не только полностью сохранить, но и развить трамвайное сообщение», – рассказывают в одной из своих книг известные на весь Казахстан павлодарские экологи Светлана Могилюк и Марина Поух.

В последнее время здесь к стареньким вагонам прибавились новые – яркие трамваи: оранжевые, красно-белые. 23 красно-белых трамвая, выпущенных по спецзаказу в Беларуси, теперь возят людей по городу. Вагоны произвели на минском заводе «Белкоммунмаш», и они по-настоящему украсили этот город. Даже сами водители говорят, что в них особенно комфортно и уютно: мол, новые трамвайчики, в отличие от старых, плавно набирают ход и не дёргаются во время движения. Пассажирам тоже нравятся новые трамваи. Они рассказывают, что в салоне не так шумно, как раньше, а сиденья намного удобнее.

Трамваи эти, кстати, привозились в Павлодар через Астану небольшими партиями на грузовых поездах. Начали их сюда завозить в 2017 году. Чтобы готовить новые вагоны к работе на павлодарских улицах, сюда приезжали специалисты из Минска – из столицы Беларуси. Они и вели пуско-наладочные работы, обучая системотехников и других специалстов «Трамвайного управления г. Павлодара». 

Градоначальники, помня о том, что трамваи – это экологически чистый вид транспорта, были намерены стараться обновлять трамваи Павлодара. Пришедшие сюда 23 новых вагона позволили обновить подвижной состав трамвайного депо до 40 процентов.

Вообще павлодарцы – интересный народ. Они умудряются в этих трамваях даже знакомиться и влюбляться. Потому может от этого транспорта веет какой-то романтикой. Вечером вагоны светятся яркими огоньками, особенно красиво – накануне Нового года.

Если вы приедете в Павлодар в День защиты детей, то можете увидеть, как в торжественно украшенных вагонах катают девчонок и мальчишек. Проезд для них делают бесплатным, ребятню угощают сладостями.

Порой трамваи из обычных превращаются в экскурсионные, чтобы туристы или коренные горожане могли не просто ехать, а ещё и узнавать что-нибудь интересное об этом городе. Иногда трамвай временно превращается в выставку, где на целый день или на несколько часов устанавливают экспонаты из какого-нибудь городского музея. В другой раз вагон может стать настоящей концертной площадкой с песнями и даже танцами.

В 2017 году в честь Года молодёжи по городу ездил трамвай с символикой местного центра развития молодёжных инициатив. Порой трамваи используют для сбора благотворительной помощи. Для всех этих потех прекрасно годится, например, кольцевой маршрут № 5. 

А в новогоднюю ночь на первое января 2018 года в этом удивительном городе трамваи (как и автобусы) развозили праздновавших горожан по домам с часу ночи до четырёх утра. Стоимость проезда в городском общественном транспорте тогда была той же, что и в любой другой день, – 80 тенге.

Приезжайте в Павлодар, чтобы прокатиться по его улицам на трамваях! Они стали неотъемлемой частью этого города. Поэтому дух местной жизни вы обязательно почувствуете в этих немного шумных, но проворных вагонах.

Антон Сергеев
Фото автора