В Казахстане чёрная ольха встречается в значительном отрыве от основного ареала в Баянаульском (Павлодарская область) и Каркаралинском (Карагандинская область) горнолесных массивах, в горах Ерейментау (Акмолинская область), по реке Илек (Актюбинская область), а также близ посёлка Кушмурун в Костанайской области, рассказывает павлодарский краевед Дина Ивановна Лепихина. По её словам, наиболее обильна ольха чёрная в Баянаульских горах, где образует леса, вытянутые узкими лентами вдоль горных ручьев.
«Общая площадь ольховников в Баянаульском массиве, по данным лесоустройства 1978 года, составляет 459 гектаров. До последнего времени ольховники Центрального Казахстана были охарактеризованы лишь в самой общей форме, – рассказывает она. – Их позиция в растительном покрове, флористический состав и ценотическая структура не были должным образом раскрыты».
Говоря о чёрноольховых баянаульских рощах, Д. И. Лепихина отмечает, что они представляют собой девственный лес, не изменённый человеческой деятельностью и природными стихийными бедствиями. Здесь – крупные живые и отмершие деревья, повышенная затенённость, несколько возрастных уровней растительности.
«В силу своей нетронутости человеком первобытный лес сохраняет более высокое разнообразие как растений, так и животных, в том числе виды растений и животных, находящихся на грани исчезновения», – уточняет Дина Ивановна.
Некоторое время назад из Павлодара выехала экспедиция в количестве 15 человек в Баянаульский национальный парк для диагностики состояния рощи чёрной ольхи у озера Торайгыр. Выполнить эту задачу взялись представители общественного фонда «Берегиня-Био» и общественного объединения «Павлодарский Дом географии». Руководила проектом глава ОФ «Берегиня-Био» Татьяна Михайловна Пономарёва. Дому географии была поставлена задача составить ситуационную схему ареала чёрной ольхи у озера Торайгыр с подсчётом площади, дать визуальную оценку состояния ольховой рощи.
«Наша команда из пяти человек разделилась на три группы. Каждая со своим определённым заданием изучила и составила своё мнение о состоянии ольховой рощи, обмерила останцы горных пород и оврага. Сделали зарисовки, и всё это заархивировали фотосъёмкой, выполнили анализ, – отмечает Дина Лепихина. – Леса из ольхи чёрной, или клейкой – реликта древней тургайской флоры – развиты на хорошо увлажнённых богатых почвах по дну долин, берегу озера Торайгыр и ручьёв (родников). Несмотря на ограниченность площадей, черноольховники Баянаула характеризуются богатством и неоднородностью. Для сравнения мы изучили также ольховые рощи на противоположном берегу озера (две рощи). Самыми ценными, нуждающимися в особой охране элементами растительного покрова являются леса – сосняки, ольховники, березняки и осинники».
Если вы окажетесь в ольховых рощах Баянаульского парка, то встретите холодные родники с вкусной водой и стремительные ручьи, вдоль которых растут деревья. О них почти всегда говорят как о чудодейственных или лечебных.
«Целебной родниковую воду тоже называют неспроста. Ведь подземная вода проходит через скальные породы и обогащается различными минеральными солями, очень полезными для здоровья», – подчёркивает собеседница.
При этом, по её словам, использование леса как места отдыха год от года приобретает всё больший размах. Население «осваивает» всё новые и новые лесные площади, возрастают нагрузки на рощи. Поэтому всё более острым и актуальным становится вопрос о том, как уменьшить вред, который наносит лесу большая масса людей.
Специалисты считают, что в баянаульских ольховых лесах целесообразно выделить различные зоны в зависимости от степени посещаемости лесных участков и характера отдыха. Выделение этих зон – основа для планирования различных хозяйственных мероприятий и мер по охране леса. Кое-где, допустим, целесообразно проложить специальные маршруты для посещения. Это могут быть тропинки и дорожки с покрытием из гравия или деревянные настилы. Они должны уводить людей от нарушенных или наиболее уязвимых участков леса. Сеть маршрутов рассредоточивает отдыхающих, не позволяет им скапливаться в каком-либо одном месте, а это уменьшает вред от вытаптывания.
«Другой пример. В зонах наибольшей посещаемости целесообразно не только прокладывать сеть благоустроенных дорожек, но и создавать специальные площадки для игр, отводить участки для установки палаток, разведения костров, поставить биотуалеты и так далее. Максимальная концентрация отдыхающих на определённых, специально отведённых местах сильно уменьшает нагрузки на остальную территорию, то есть в конечном счёте способствует её лучшему сохранению, – рассуждает Дина Лепихина. – Одной из важных задач надо считать также выделение наиболее сильно нарушенных участков леса, куда должен быть закрыт доступ всем посетителям, чтобы лесная растительность могла восстановиться. Эти участки можно специально огородить или принять другие меры охраны».
По словам эксперта, как только спадает наплыв туристов, с гор к озеру у ольховой рощи спускаются дикие архары, занесённые в Красную Книгу, а чёрная ольха, которую любят и они, остаётся настоящим реликтовым сокровищем.
Антон Сергеев
Фото Надежды Лариной, Павла и Анастасии Леоновых